Из боковой улицы послышалось протяжное церковное пение. Стих шум толпы, люди повернули головы. Показалась процессия. Впереди несли багровое знамя. За ним шли священники в блестящих одеждах, монахи в черных сутанах и палачи, а между палачами — осужденный. Он шел, высоко подняв голову, и никто не мог сказать, что заметил хотя бы тень страха на его лице.
В толпе передавали из уст в уста историю этого человека. Многие ждали, что осужденный что-либо скажет, но Бруно шел молча, стиснув зубы. Палачи боялись, что Бруно перед казнью обратится к народу, и расщепили ему язык.
|
Бруно прекрасно понимал, что означают эти отврати-тельно-лицемерные слова приговора, но он не дрогнул и не попросил пощады. Бруно гордо ответил судьям: — Произнося мне приговор от имени бога милосердного, вы дрожите от страха более, нежели я, идущий на костер! Тогда судьи дали ему последний срок для отречения. Великий Бруно остался непоколебимым, он ответил: — Смерть в одном столетии делает мыслителя бессмертным для будущих веков! Я умираю мучеником добровольно!
17 февраля 1600 года над Римом разносился заунывный звон колоколов. Из улиц и переулков на площадь Цветов стекались встревоженные и взволнованные люди. Народ шумел и толпился вокруг столба, возвышавшегося посреди огромной поленницы дров.
|
Восемь лет провел Бруно в тюрьме. Восемь лет тянулись нескончаемые допросы и пытки. Палачи требовали от Бруно невозможного: они хотели, чтобы этот мужественный и страстный борец за истину не только отрекся от своих научных, антирелигиозных убеждений, но и выступил в защиту религии. Они добивались, чтобы он сам растоптал свое дело, отказался от своих идей.
Отчаявшись добиться своей цели, священники привели Бруно в судилище, поставили на колени и зачитали ему приговор. Церковный трибунал постановил: отлучить Джордано Бруно от церкви и предать его властям с просьбой: «наказать его сколь возможно кротко и без пролития крови».
|
Папа римский и его приближенные узнали, что Джордано Бруно переписывается с венецианцем Мочениго. В Риме созрел коварный план. Кардиналы уговорили Мочениго написать Бруно пригласительное письмо. Предатель позвал Бруно к себе — погостить, отдохнуть и преподать ему уроки красноречия. Он обещал Бруно полную безопасность и уверял его в своей неизменной дружбе.
Бруно действительно очень устал от многолетних скитаний! Ему хотелось побывать на родине, пожить в покое, собраться с силами для новых битв за истину. И он,неосторожно принял приглашение. В доме коварного Мочениго 22 мая 1592 года агенты папы римского схватили Джордано Бруно.
|
|